По замыслу авторов инициативы, приложение заработает в Северной столице уже в мае текущего года, а главной «фишкой» идеи должна стать возможность быстрой аренды плавсредства. Подробнее о попытке снова вернуться к идее шеринга маломерных судов в городе на Неве — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
В Петербурге в очередной раз пытаются запустить шеринг маломерных судов. На этот раз речь идёт о мобильном приложении, которое заработает в мае 2024 года. По словам гендиректора компании «Капитаны» Романа Жарикова, основная привлекательность сервиса будет заключаться в возможности быстрой аренды катеров, исключая поиск и обзвон по объявлениям, пишет «Коммерсантъ». Пользователю достаточно будет открыть карту, найти подходящий вариант по локации и в несколько кликов арендовать судно. Почему предшествующие аналогичные проекты не увенчались успехом, рассуждает генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов:
Генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов Среди причин — достаточно сильная разрозненность рынка маломерных судов, а также высокая стоимость и многие нюансы по причаливанию, подаче судна до необходимой точки посадки. Последнее, в том числе связано с ограничением скорости движения на реках и каналах. Касательно слова «шеринг», я, к сожалению, не совсем погружён в то, что именно предлагают, но если мы говорим про совместное использование, то вопросов становится ещё больше. Малые катера получили свою «взрывную» популярность в Санкт-Петербурге в 2020-2021 годах, когда был ковид и больший спрос был именно на индивидуальные прогулки. Если мы говорим про использование малых катеров в формате шеринга, когда разные люди, никак не связанные друг с другом, вдруг оказываются на одном малом судне, что для меня очень странно, такая модель, может быть, имеет право на существование, но уверенности у меня нет.
Инвестиции на старте проекта составили около 15 миллионов рублей. В планах компании закупка собственного флота и занятие 25% рынка туристической аренды Петербурга и области. Стоимость аренды установят сами владельцы катеров, в среднем цена составит от 4 000 рублей в час, но, в зависимости от уровня судна, может достигать и 50 000. Приложение позволит отчасти обелить рынок, считает Анна, представитель одного из перевозчиков, который работает на реках и каналах Петербурга:
Представитель одного из перевозчиков, работающего на реках и каналах Петербурга, Анна Многое будет зависеть от того, какое они придумали приложение. Если в нём будет возможность оставить отзыв, это просто восторг. Сейчас, если ты как-нибудь неудачно покатался, тебе негде оставить отзыв о таком опыте, чтобы это увидели другие люди. Что касается того, что они хотят добавить новый флот, здесь я уже начинаю сомневаться, — реки у нас не резиновые, и так пробки уже в половину сезона, а если ещё добавится судов… Я бы не сказала, что это развитие бизнеса, это некое упорядочивание, по аналогии с такси. В принципе, мы же пользуемся этими сайтами — удобно.
Отметим, что за навигацию собственник маломерных судов зарабатывают на туристах около 4 миллиардов рублей. Однако, как в 2022 году подсчитало интернет-издание 47news, половина катеров и яхт в городе — нелегалы. В Морском и Речном регистрах было оформлено около двух тысяч таких петербургских плавсредств, однако лицензии есть только у 200-ти юридических лиц из города и области.