Защита от контрафакта ударит по карманам потребителей, а бизнесу добавит проверок, считают эксперты. Несмотря на то, что до введения тотальной маркировки товаров остается около пяти лет, некоторые их них уже получили защитную эмблему. Против инициативы правительства, согласно опросу Левада-центра, выступают более половины предпринимателей.
С июля специальный код получат табак и обувь, а до конца года туалетная вода, шины, постельное белье, фотоаппараты и некоторые виды одежды. Декларируется, что новая система позволит отследить путь товара от производителя до прилавка, и тем самым перекрыть доступ на российский рынок нелегальной продукции. В начале апреля Дмитрий Медведев утвердил единого оператора, который и будет отвечать за маркировку. Речь идет о дочерней структуре Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В России товары маркируются с 2016 года, когда был запущен пилотный проект по чипированию шуб. Чиновники и депутаты аргументировали инициативу тем, что к ним поступает масса жалоб от обманутых покупателей, столкнувшихся с подделкой или некачественным товаром. Спустя год маркировку, пусть и добровольную, распространили на лекарства, и ювелирные изделия. В целом же, в масштабный проект ЦРПТ в течение 15 лет необходимо вложить более 200 млрд рублей. При этом власти уверяют, что это не станет обременением для россиян.
Эксперты подчеркивают, что Россия проводит по-своему уникальный эксперимент. В других странах маркировка товаров – это, за редким исключением, процесс добровольный. Однако после 2024 года ситуация может измениться. Как ранее сообщил СМИ глава Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин, интерес к отечественной системе уже проявляют представители Евразийского экономического союза. Переговоры ведутся и с рядом западных стран.