ЦБ 24.04
$93.29
99.56
ЦБ 23.04
$93.25
99.36
ММВБ 23.04
$
<
BRENT 23.04
$86.50
8070
RTS 23.04
1166.54
Telega_Mob

Кто будет контролировать Uber и Airbnb?

Антимонопольщики и экономисты на Петербургском юридическом форуме обсудили проблемы конкуренции в цифровой экономике.

https://spblegalforum.ru/

В технологическом мире не осталось ни одного неоцифрованного действия, но не все это понимают. С этих слов начал свое выступление замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский. Законодательство, по его словам, не успевает за развитием цифровой экономики, что чревато проблемами ценообразования и сетевой безопасности. Эксперты любят приводить классический пример: у сети отелей Marriott ушло 70 лет, чтобы закрепиться в трех десятках стран, а сервис Airbnb заработал почти в половине стран мира за три года. Пользователи подобных порталов, на первый взгляд, остаются в плюсе. Однако антимонопольщики не всегда понимают, как искать конечного поставщика услуги и как защитить потребителя в будущем.

Заместитель главы ФАС РФ Андрей Цариковский Происходит трансформация рынков. Мы все время видим не то что, кажется. Uber не является собственником транспортных средств. Кто раньше мог представить себе службу такси, у которой нет такси? Никто не задумывается, звоня в Uber или Yandex, что это не собственники. Медийный собственник Facebook не создает контент, самый дорогостоящий продавец Alibaba не имеет никакого товарного запаса. Мы находимся на рынках, где владелец не имеет товаров, которыми торгует – это уникальная ситуация. Она создает громадные сложности для ФАС. Когда мы пытаемся определить, сделка или нарушение, на каком рынке происходит, это часто является системой колоссального исследования.

Большинство инструментов антимонопольщиков во всем мире считается морально устаревшим. Классические методы оценки бизнеса по наличию продукта-заменителя или ценовой политике уже малоприменимы. Многие сервисы, зарабатывающие на рекламе, бесплатны для пользователей. Но захват рынка позволяет им диктовать цены и рекламодателям, и поставщикам услуг. В самом зависимом положении оказываются отельеры, таксисты и продавцы. Остро ощутили проблему в Китае. Там цифровой сектор экономики за прошлый год превысил 30 триллионов юаней и составляет около трети ВВП страны. При таких темпах роста монополизация рынка почти неизбежна. Злоупотребления в основном проявляются в двух видах: отказ от сделки и ценовая дискриминация. Но появляются и новые типы нарушений. Например, монопольное хакерство.

Профессор Шанхайского университета Ван Ксянлинь Доминирующие предприятия придерживают данные и отказываются открывать конкретные ресурсы данных своим конкурентам или третьим сторонам. Ценовая дискриминация за счет больших данных - предприятия могут узнавать потребительские тенденции, закономерности совершения покупок и использовать свое доминирующее владение данными для получения конкурентных преимуществ с помощью дискриминационного ценообразования. В Китае есть новости относительно дружественных хакеров в области больших данных. Например, интернет-гигант Ctrip (сервис бронирования гостиниц) - старые клиенты жалуются, что им предлагают более высокие цены, чем новым клиентам, которых привлекают сниженными ценами. Это законно или нет? На эту тему ведутся споры.

В феврале ФАС внесла в Госдуму так называемый пятый антимонопольный пакет. В документе, в частности, дается определение терминам «сетевой эффект» и «ценовой алгоритм». Кроме того, ведомство определило критерии интернет-платформ, обладающих повышенной рыночной властью. В марте антимонопольная служба сообщила, что займется изучением ценовой политики у агрегаторов такси. На этом примере специалисты собираются проанализировать и другие цифровые рынки.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Глава президентского Совета по правам человека рассказал о расследовании того, как происходил разгон демонстрации на Невском проспекте.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.