Проект агломерации Петербурга и Ленобласти, анонсированный накануне, это вынужденная мера, полагают эксперты.
В первую очередь власти соседних субъектов попытаются синхронизировать инвест-преференции. На первом этапе речь идет о снижение вдвое ставки по налогу на прибыль для компаний, вложивших в новые проекты от 50 миллионов рублей. По замыслу чиновников из Ленобласти, это позволит конкурировать не между собой, а с другими ключевыми макрорегионами, Москвой, Подмосковьем, Тюменской областью, Татарстаном и Краснодаром. Кроме того, регионы планируют совместно выступать на ключевых международных форумах и выставках.
Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Антон Финогенов С учетом того же курса рубля мы зачастую не можем себе позволить построить собственный стенд на какой-то крупной международной инвестиционной или отраслевой выставке. Мы понимаем, что фактически можем сэкономить средства, если объединимся с Санкт-Петербургом. Второй важный момент для инвесторов – Петербург, Ленинград и Ленобласть это плохо различимые иностранцами названия. Они нас воспринимают, как единую точку на карте. Исходя из этого, зачастую какие-то элементы этой экосистемы могут располагаться в Петербурге, какие-то в Ленобласти и даже не будет какой-то прямой конкуренции, мы просто будем давать комплексный продукт.
Особый вопрос, давно требующий решения - это транспортное регулирование на границе Петербурга и Ленобласти. Александр Беглов уже заявил, что регионы готовы совместно построить новые станции метро. Предположительно подземка появится в Кудрово и Мурино. Не ясна пока судьба проблемных развязок во Всеволожском районе. В марте власти Ленинградской области уже предлагали объединить усилия в реализации дорожных проектов. На них необходимо потратить более 40 миллиардов рублей. Тогда, как пишет 47News, вице-губернатор Северной столицы Евгений Елин отнесся к инициативе скептически.
Глава Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области Кирилл Поляков На мой взгляд, агломерация уже сформировалась. На недавнем совещании, которое проходило в Петербурге под руководством вице-премьера Максима Акимова, мы представили 29 проектов, которые решают общую задачу развития транспортной системы Санкт-Петербургского транспортного узла. Все эти проекты будут реализованы до 2024 года. Эта часть совместного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет полным ходом, но это не исключает задач по внутригородскому регулированию, включая парковочные пространства, включая мотивацию людей использовать общественный транспорт вместо своего собственного и так далее. Это все равно надо делать параллельно.
Также регионы обсуждают совместную работу в сфере производства и образования. Например, на областные предприятия не первый год требуются квалифицированные кадры, а петербургские вузы готовы их предоставить. Все это, безусловно, шаг в направлении к т.н. «Большому Петербургу».
Генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Александр Холоднов Из плюсов – снижение административных барьеров. Если говорить о возможных минусах – это отдельные налоговые потери. К примеру, если Санкт-Петербург хочет привлечь крупного инвестора, а он в итоге сядет не в Колпинском районе, а где-нибудь во Всеволожском, то приложив серьезные усилия, город потеряет крупного потенциального налогоплательщика. Большая агломерация от этого выиграет, потому что сотрудники этого предприятия в значительной части будут жить в городе Санкт-Петербурге, тратить деньги будут там же. В этом плане есть и плюсы и минусы.
Кроме того, главы регионов поддержали инициативу объединить туристические программы по аналогии с Серебряным ожерельем России. В теории это принесет дополнительные средства в городской и областной бюджеты, а также позволит путешественникам проводить больше времени на территории обоих субъектов. Как сообщает «Деловой Петербург», единодушия пока нет разве что в вопросах тарифов. На совместном заседании Александр Дрозденко посетовал, что тот же «Водоканал» выставляет свою цену на границе, но труба, которая идет по территории 47 региона, не принимается на баланс и эксплуатируется иной организацией, что увеличивает затраты. Эту ситуацию стороны обсудят уже на следующей встрече, которая должна состояться осенью.