Цены на бензин: взлетят на девять рублей или останутся в пределах инфляции? Аналитики обсуждают покупку компанией «Татнефть» сети финских заправок «Несте». Новость не была сюрпризом – о будущей сделке говорили еще полгода назад. Сейчас сведущие отмечают, что участники переговоров негативно реагировали на попытки осветить процесс в прессе. Вероятно, с такой же щепетильностью к информации относятся в «Роснефти» и ПТК. Сообщения в СМИ о том, что крупная нефтегазовая компания присматривается к петербургскому трейдеру нефтепродуктов, появились в июне. Business FM Петербург связался с потенциальными продавцом и покупателем. Ответ был предсказуем: без комментариев.
Развязку этой истории ожидают к осени. Некоторые аналитики не сомневаются в исходе сделки. Во-первых, все идет к тому, что вертикально интегрированные компании установят олигополию в отрасли. Во-вторых, уход иностранных брендов и независимых игроков в целом характеризует общий инвестиционный климат в стране. И все это в совокупности приведет к деградации топливного рынка и бесконтрольному ценообразованию.
Если будущая олигополия кажется большинству неотвратимой, то ценовые прогнозы пока остаются предметом споров. По данным Росстата, в мае литр бензина подорожал в среднем на 17%. Перспективы видятся мрачные. С 1 июля увеличился акциз, а две трети стоимости топлива – это налоги. Кроме того, в правительстве не стали продлевать соглашение о заморозке цен. В обмен на субсидии крупнейшие игроки должны были обеспечивать поставки на внутреннем рынке. Пока же производителям топлива выгоднее экспортировать продукцию в Европу. Пессимисты в этой связи предполагают рост цен на 9 рублей за литр в течение года. Оппоненты придерживаются более умеренных оценок. Даже с учетом ухода независимых АЗС, конкуренция ВИНКов должна сдержать годовые цены на уровне инфляции – а это около 2 рублей за литр.
С критикой рыночных механизмов и апокалиптичными прогнозами согласны не все. Сейчас среди независимых АЗС в городе остается почти полторы сотни заправок ПТК. И около 30 – у Фаэтона. Еще 12 станций действует у сети Серкл Кей. После ухода финских конкурентов ситуация на рынке изменится, но оснований для продажи всех независимых компаний пока нет, считают участники рынка.
На днях в Росстандарте предложили штрафовать заправочные сети на 1% от годовой выручки за недолив топлива. Ранее проверка Федерации автовладельцев России показала, что покупателей обсчитывает примерно две трети АЗС. Законопроект могут рассмотреть в Госдуме в осеннюю сессию.