07.08.2018

О неизбежной цифровизации арт-рынка

Цифровизацию арт-рынка эксперты всегда считали делом замысловатым. С одной стороны, она неизбежна, но с другой – слишком многое на этом рынке определяется традициями, стереотипами респектабельности и обыкновенным тщеславием. Но вот более чем годовой эксперимент двух крупнейших галеристов показывает, что эти вещи друг другу вовсе не противоречат.

   Галереи очевидно все больше живут в интернет-среде. Более того, эта среда существенно изменила отношения между художником и покупателем, часто попросту делая ненужным любое представительство. Создание же полноценной галереи, работающей по классическим канонам, но только и исключительно в Интернете, казалось недостижимой мечтой. Ларри Гагосян и Дэвид Цвирнер, превратившие галерейный бизнес в транснациональную индустрию, вероятно, первыми нашли работающий метод.

Полтора года назад Дэвид Цвирнер запустил выставочные онлайн-пространства. Они фактически дублируют обычные выставочные залы галереи, представляющие работы одного автора, например Джоша Смита, стоимостью от 1 до 500 тысяч долларов. Руководство и не скрывает, что главная цель здесь привлечь авторскими выставками новых покупателей. А вот стратегия Гогосяна интереснее. Его онлайн-галереи задуманы как альтернатива традиционным ярмаркам искусства, например Арт Bazel.

Пару лет назад стало понятно, что ярмарки перестали быть настолько же успешными, какими оставались почти десятилетие. Во-первых, их стало просто много, и уследить за ними, а тем более участвовать в них у коллекционеров нет возможности, да и желания. Во-вторых, они длятся долго и присутствовать на ярмарке две-три недели также не очень рационально. Наконец, коллекционеры покуют прицельно. Таким образом, онлайн-галереи Гагосяна становятся виртуальным аналогом главных событий арт-рынка, с мгновенным доступом и поразительной степенью прозрачности.

Успех этих проектов определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, радикальное изменение покупательского поведения и привычек. Исследования показывают, что перелом произошел, и онлайн-покупки искусства уже не вызывают инстинктивного недоверия, как еще пять лет назад. Во-вторых, репутация Цвирнера и Гагосяна, гарантирующая качество покупок. В каком-то смысле для все большей категории коллекционеров покупать в этих онлайн-галереях становится не менее престижно, чем на аукционах Сотбис и Кристис

Поделиться

Комментарии

На данный момент никто не оставил комментариев.