5 октября на торгах Сотбис современным искусством работа Бэнкси «Девочка с воздушным шариком» была выставлена в качестве финального лота. Она представляет собой реплику самого узнаваемого граффити, которым Бэнкси начал украшать улицы Лондона 16 лет назад. Образ считается иконическим для современного искусства и по неофициальным оценкам является самым любимым у англичан. Однако после удара молотка, завершившего торги на рекордной для художника отметке в 1 млн. 50 тысяч фунтов, внезапно сработал скрытый в раме шредер, уничтоживший половину картины.
Такого не было никогда – в ходе аукциона работа подвергается уничтожению на глазах у публики; руководство дома в замешательстве, но быстро приходит в себя и провозглашает полууничтоженную картину объектом моментального искусства. Более того, купивший картину бидер, кстати неизвестный, не отказывается платить. Все это стало благодатной почвой для конспирологии, предметом которой, конечно, является мотивация Бэнкси.
В этой истории удивительнее всего то, что противоположные версии случившегося не альтернативны, но скорее дополняют друг друга. С одной стороны, Бэнкси известен своей едкой критикой арт-рынка и потребительского отношения к искусству – соответственно и то, что полууничтоженная картина выросла в цене, показывает – рынок проглотит все. Но с другой стороны, это восхитительная инвестиция в будущее самого Бэнкси – и то, что он не захотел уничтожить картину до конца, тому свидетельство. Ведь как сказал его представитель, Бэнси не уничтожил картину в аукционном зале, а создал новую, подорожавшую вдвое. И самое замечательное – никто не запрещает обогащаться на беспощадной и в прямом смысле уничтожающей критике арт-рынка. Так что произошло историческое без преувеличения событие – создание арт-объекта, критикующего торговлю искусством, который при этом феноменально увеличил стоимость работ художника.