ЖЗЛ - Жизнь заводов Ленинграда

ЖЗЛ - Жизнь заводов Ленинграда
Поделиться

Архив выпусков

«Адмиралтейские верфи»

«Адмиралтейские верфи»

5 ноября 1704 года. Петр I в своем дневнике пишет: «заложили Адмиралтейский дом длина 200 сажен, ширина 100 сажен». С этого дня ведет свою историю старейшее российское промышленное предприятие. Здесь строят практически весь петровский флот, в том числе знаменитый линейный парусник «Полтава». В начале XX века со стапелей сходит крейсер «Аврора», а вскоре здесь начинают серийный выпуск подводных лодок. В 1959 отправляется в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин». Спустя четыре года появляются подводные атомоходы. Во время повальной приватизации завод спасают зарубежные заказы: создают танкеры для Норвегии, Индии и Германии, подлодки для Китая. В четвертый век своей истории «Адмиралтейские верфи» вступают лидером отечественного танкерного и подводного судостроения. Корабли с берегов Невы бороздят четыре океана.

Подробнее
Завод «Климов»

Завод «Климов»

1914 год. Длительное сотрудничество России и Франции выливается в учреждение Петербургского завода «Русское Рено». Однако наладить выпуск транспорта так и не успевают. Начало первой мировой путает все планы. Фабрика переходит на военные заказы и начинает выпускать двигатели для самолетов. Пережив революцию и гражданскую войну завод, который теперь называется Ленинградским авторемонтным, выпускает моторы для автомобилей, а в 1924 даже строит гидроплан. В 1946 на заводе открывают конструкторское бюро под руководством Владимира Климова. Команда проектирует турбореактивные двигатели ВК-1. С 60-х гг визитной карточкой завода становится проектирование и сборка силовых установок для вертолетов. Так же на фабрике проектируют и выпускают одни из самых лучших в мире газотурбинных двигателей. После распада СССР завод спасают заказы на выпуск авиационных двигателей для Китая и Южной Африки. Сегодня корпорация «Климов», которой в следующем году исполняется 105 лет, производит самолётные и вертолётные двигатели, танковые силовые установки, разрабатывают цифровые системы автоматического управления и поставляют продукцию в 80 стран мира.

Подробнее
Машиностроительный завод «Звезда»

Машиностроительный завод «Звезда»

1932 год. На базе машиностроительного отдела Обуховского завода, который в то время называется «Большевик», ленинградские власти создают новое танкостроительное предприятие и присваивают ему имя маршала Ворошилова. За 10 лет, вплоть до эвакуации из блокадного Ленинграда, здесь собирают более 14 тыс танков. В апреле 1945 Наркомат обороны решает организовать на заводе им. Ворошилова выпуск дизельных моторов для боевых кораблей. В 60-е гг после запуска в производство новейших зведообразных двигателей, не имеющих аналогов в мире, завод получает свое нынешнее название – «Звезда». Эти моторы работают практически на всех советских быстроходных судах, их экспортируют более чем в 30 стран. В непростые 90-е завод вынужден сократить производство и часть сотрудников. А в 2000-е предприятие возглавляет Павел Плавник, который выводит «Звезду» из кризиса. Сегодня предприятие поставляет двигатели для гражданских судов, кораблей ВМФ, пограничной службы и МЧС. Кроме основной продукции здесь собирают дизельгенераторные установки, моторы для железнодорожного транспорта и автоматизированные электростанции. Объем размещаемых оборонных заказов позволяет забыть заводу о сложных временах и успешно развиваться.

Подробнее
Завод имени А.А.Кулакова

Завод имени А.А.Кулакова

1874 год. Телеграфный механик Николай Гейслер в своей квартире на Почтамтской улице открывает мастерскую и нанимает двоих рабочих, которые ремонтируют телеграфные аппараты и ключи Морзе. Через 22 года фирма, которая получает государственные заказы, переезжает в новые корпуса на улице Грязной и получает название «Электромеханический завод Н.К.Гейслер и К°». Тогда же в уставной капитал предприятия входит американская компания «ВЕСТЕРН ЭЛЕКТРИК». Более 100 человек собирают телефонные и телеграфные аппараты, пожарные сигнализации, приборы по управлению артиллерийским огнем и минные передатчики. В революцию и гражданскую войну национализированный завод практически останавливается. Новая жизнь предприятия, получившего имя революционера красноармейца Алексея Кулакова, связана с планом ГОЭЛРО, когда фабрике поручают серийное производство электрических счетчиков. Все 90-е гг предприятие балансирует на грани закрытия. Производство практически останавливается, а сотрудники ищут новую работу. Пережив тяжелые времена в середине 2000-х гг фабрика входит в состав концерна «Гранит-Электрон». Сегодня завод им. Кулакова производит системы связи и управления для кораблей ВМФ, а программа перевооружения армии и флота позволяет надеяться, что одно из старейших в стране электротехнических предприятий не останется без заказа.

Подробнее
Ижорские заводы

Ижорские заводы

1722 год. По указу Петра I на берегу Ижоры близ Петербурга закладывают деревянные корпуса Ижорского завода. Вскоре приписанное к петербургскому адмиралтейству производство начинает поставлять корабельный лес, якоря и медную обшивку для российских парусников. Уже в XIX веке вместо деревянных цехов строят каменные. Производство модернизируют и начинают отливать орудие для кораблей Каспийского флота. В 1862 году с верфи Ижорских заводов спускают на воду первый железный пароход. После войны реконструированный Ижорский завод становится одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения в стране. Развал СССР и 90-е завод переносит тяжело. Накладывается еще трагедия в Чернобыле, после которого атомное производство пребывает в кризисе. Заказов нет, военное производство так же простаивает. Из 30 000 сотрудников остается только малая часть, а оставшимся часто задерживают зарплату. Фабрику спасают заказы для атомной отрасли из за границы. Сегодня Ижорские заводы выпускают корпусы ядерных реакторов, в том числе для Ленинградской и Белорусской АЭС, нефтеперерабатывающие комплексы, сложные металлоконструкции и разрабатывает оборудование для подводной добычи полезных ископаемых.

Подробнее
Ленинградский станкостроительный завод им. Я. М. Свердлова

Ленинградский станкостроительный завод им. Я. М. Свердлова

1868 год. Англичанин Джон Мюргед создает в Петербурге небольшую мастерскую под названием «Феникс». Первые 20 лет здесь ремонтируют текстильные и пищебумажные станки, а также делают промышленные прессы. В конце 19 века семейное дело переходит по наследству сыновьям Мюргеда, которые образовывают Товарищество машиностроительного завода «Феникс», и начинаю делать собственные паровые машины, подъемные краны и металлообрабатывающие станки. В первую мировую в цехах налаживают выпуск боеприпасов. Во время гражданской войны фабрика простаивает. Заработает только в 1925 году. И, получив новое название, теперь это завод имени Якова Свердлова, возобновляет производство станков. Во время блокады большую часть оборудования и работников эвакуируют на Урал. Немцы разрушают здание фабрики, но в уцелевших помещениях женщины и дети продолжают собирать снаряды. В хрущевские годы завод им. Свердлова становится ведущим предприятием ленинградского станкостроительного объединения. В 90-е годы завод им. Свердлова пытается выплыть в бурных капиталистических водах. Однако в 2003 году кредиторы банкротят предприятие. Через 2 года в административном здании фабрики Свердлова открывают бизнес центр «Феникс».

Подробнее
Императорский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод

1744 год. Дочь Петра I Елизавета основывает на берегах Невы первую в Империи Порцелиновую мануфактуру. Свое нынешнее название Императорский фарфоровый завод фабрика получает уже при Екатерине II, которая заказывает здесь роскошные столовые сервизы из более, чем 1000 предметов. Почти два столетия завод принадлежит династии Романовых, обеспечивая фарфором царскую семью и ее ближайшее окружение. Во второй половине XIX века заводские мастера удивляют мир уникальными изделиями. В советскую эпоху на заводе начинается создание агитационного фарфора. Основной продукцией становится технический фарфор, необходимый для индустриализации. Его используют в электротехнике, химической и фармацевтической промышленности. В начале 70-х в Ленинграде изобретают тонкостенный костяной фарфор. По своим свойствам он наиболее напоминает древний китайский. В 90-е завод акционируют, а ценные бумаги распределяют среди сотрудников, одна ко вскоре контрольный пакет оказывается у двух американских компаний, которые на несколько лет становятся владельцами 250-летнего производства. Сегодня на предприятии работает более 1000 специалистов , а ассортимент составляет около 4000 изделий. Помимо продукции повседневного спроса завод выполняет заказы крупных корпораций и государственных структур, а так же изготавливает призы для международных соревнований и фестивалей.

Подробнее
Компания «Русские самоцветы»

Компания «Русские самоцветы»

1912 год. По именному указу Николая II на берегах Невы создают ювелирную фабрику «Русские самоцветы». Несмотря на грандиозные планы, предприятие проработает совсем недолго. Во время первой мировой и последовавшей за ней революцией стране не до драгоценностей. В 1922 году чиновники реанимируют ювелирное и камнеобрабатывающее производство. В брежневские годы фабрика не имеет недостатка в заказах. Для более чем 4000 сотрудников возводят новые корпуса у Ладожского вокзала. Сегодня «Русские самоцветы» - успешное предприятие, которое выполняет государственные заказы, делает церковную утварь для РПЦ, продает украшения и столовые наборы в десятки стран мира и развивает сеть магазинов под собственным брендом в Москве и Петербурге.

Подробнее
Ленинградский металлический завод

Ленинградский металлический завод

1857 год. Купец Сергей Растеряев открывает на берегу Невы завод металлических изделий. Первое время, наряду с кухонной утварью, фабрика производит и гвозди и рессоры, которые не пользуются большим спросом, но развитие телеграфной связи спасает растеряевское дело. В 60-е гг здесь первыми в России начинают выпускать телеграфные кабели. К 50-летнему юбилею металлический завод представляет собой масштабное производство, отливающее артиллерийские орудия и механизмы для разведения мостов. В 1922 производство получает вторую жизнь, когда власти решают сосредоточить в цехах Ленинградского металлического завода все работы по выпуску паровых и водяных турбин для электростанций, возводимых по плану ГОЭЛРО. Венцом инженерной мысли становится сконструированная в 1977 году турбина мощностью 650 МВт. Сегодня ЛМЗ работает в составе холдинга «Силовые машины», поставляет свою продукцию в десятки стран мира, а в число российских заказчиков входят такие корпорации, как «Росатом», «Интер РАО» и «РусГидро».

Подробнее
Завод «Электросила»

Завод «Электросила»

3 апреля 1898 года Император Николай II подписывает указ об основании у Московской заставы электротехнического завода Siemens & Halske. Имена владельцев – братьев Вернера и Карла Генриха Сименса звучат по всей Европе и связаны с развитием мировой энергетики. С 1917 и до 1922 года производство носит незатейливое название «Завод динамо-машин». Новое имя фабрике придумывает Леонид Красин, он предлагает простой неологизм «Электросила», который и входит в ленинградскую жизнь. Вслед за новым названием завод получает и новую жизнь, когда начинает делать турбогенераторы для Волховской ГЭС. К 1930 году на машинах «Электросилы» работают свыше десятка гидро- и теполэлектростанций. Вплоть до перестройки завод выпускает оборудование для электростанций и пробует силы в гражданской сфере, производя пылесосы. Сегодня завод входит в состав холдинга «Силовые машины», а собранные на «Электросиле» генераторы работают на электростанции по всему миру.

Подробнее
1 2 3 4 5