ЖЗЛ - Жизнь заводов Ленинграда

ЖЗЛ - Жизнь заводов Ленинграда
Поделиться

Архив выпусков

Завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова

Завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова

1930 год. Между Витебским и Балтийским вокзалами появляется завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова. Работа нового предприятия идет тяжело. Материалы приходят с задержками, но в апреле 1931 года из цеха торжественно провожают первый кран для магнитогорских металлургов. К концу 30-х на фабрике собирают редукторы, торфоуборочные машины, башенные и мостовые краны. После ВОВ на заводе устанавливают новые станки, и конструкторское бюро сразу же приступает к разработке подъемных агрегатов для строительства ленинградского метро. Собирают портальные, мостовые и металлургические краны. Начинаются экспортные поставки: Индия, Китай, Нигерия, страны Варшавского договора. В перестройку фабрика переживает реконструкцию, и руководство строит амбициозные планы по расширению производства. Им не суждено сбыться. Развал СССР знаменует начало конца одного из крупнейших краностроительных производств страны. Срываются заказы, увольняют мастеров. В начале 2000-х предприятие признают банкротом. Имущество распродают, а на территории вырастают торговые центры, офисные помещения и мебельная фабрика. Один из цехов перевозят в 3-й Рыбацкий проезд.

Подробнее
Машиностроительный завод «Арсенал»

Машиностроительный завод «Арсенал»

1711 год. После подписания унизительного Прутского договора Петр I занят укреплением армии. Недовольный снаряжением своих войск он приказывает обустроить в Петербурге оружейную фабрику. Так на берегах Невы появляется завод «Арсенал». На нем делают порох и оружие, а наряду с выплавкой пушек еще и отливают колокола. Производство считают одним из лучших не только в России, но и в Европе. С падением монархии для завода наступают смутные времена – его реорганизуют, называют «Красный арсенал», передают от одного ведомства к другому. Новая жизнь начинается в 30-е гг. Завод попадает под гриф «секретно». Здесь создают новые виды вооружения. В послевоенные годы завод остается оборонным, но уже в 60-х гг на заводе разрабатывают устройство посадки пилотируемых аппаратов на луну. В середине 90-х «Арсенал» одним из первых оборонных предприятий становится акционерным обществом. По сей день заводу нет равных по производству морской артиллерии. Каждый второй корабль под Андреевским флагом оснащен петербургскими пусковыми комплексами. С российским вооружением ходят суда Индии, Вьетнама, Китая, Индонезии. В настоящее время большая часть продукции засекречена, однако, даже открытой информации достаточно, чтобы оценить вклад завода в обороноспособность страны и освоения космоса.

Подробнее
Балтийский завод

Балтийский завод

1856 год. Россия терпит разгромное поражение в Крымской войне, но отчаянно стремится сохранить статус великой морской державы. Парусный флот, который разлетался в щепки под ударами английской артиллерии, признают пережитком прошлого и империи нужны новые современные корабли. Купец Матвей Карр и инженер Марк Макферсон берутся за их строительство. Со стапелей верфи, основанной Карром и Макферсоном, сходят броненосцы, крейсеры, а позднее подлодки. Завод продолжает работать все революционные годы и приходит в запустение в смутные времена гражданской войны. В конце 1926 на территории предприятия создают конструкторское бюро, которому поручают разработку первой подводной лодки «Декабрист». В мирное время на «Балтийском заводе» закладывают танкеры, сухогрузы и научно-исследовательские суда. Корабли ленинградского производства ходят по всему миру. Начиная с 70-х балтийцы спускают на воду уникальные атомные ледоколы. В 2000-е гг предприятие поправляет финансовое положение, когда начинает сотрудничество с ВМФ Индии. Сегодня «Балтийский завод» работает в составе «Объединенной судостроительной корпорации» и готовит к вводу в состав флота самый большой в мире атомоход «Артктика». Благодаря гособоронзаказу и контрактам на поставку судов для северных морей 160-летнее предприятие имеет все шансы забыть кризисные годы и начать новую страницу своей истории.

Подробнее
Завод им. Либкнехта

Завод им. Либкнехта

1910 год. Акционеры «Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов» покупают завод «Парвиайнен и Ко» на Выборгской набережной и сразу же получают оборонный заказ. В первую мировую петроградскими снарядами стреляет наземная и морская артиллерия, а мины защищают морские границы империи. в 1920 заводу присвоено имя «Карла Либкнехта». В конце 20-х армия начинает получать дальнобойные, фугасные, осветительные и ныряющие боеприпасы. Завод делает комплектующие для тракторов и роликовые транспортеры для угольных шахт Донбасса и Кузбасса. Во время строительного бума завод им. Либкнехта предлагает новоселам газовые плиты. Для прокладки ленинградского метро производит тюбинги, а еще через несколько лет начинают отливать детали для трактора «Беларусь». Не забывают о бытовых товарах. Флагманом производства остаются танковые снаряды. Лихие 90-е наносят заводу непоправимый ущерб. Боеприпасы больше никому не нужны. Умирает литейное производство мото и станкостроение, закрывают конструкторское бюро. В снарядном цехе несколько десятков рабочих вытачивают автодетали. Оставшиеся сотрудники месяцами не получают зарплату. Из коматозного состояния фабрика выходит в середине 2000-х. по гособоронзаказу возобновляют производство снарядов, придумывают и выводят на рынок новые образцы гидроцилиндров. Сегодня завод им. Либкнехта входит в состав госкорпорации Ростех и остается основным поставщиком танковых боеприпасов для российской армии.

Подробнее
Завод «Невская косметика»

Завод «Невская косметика»

1839 год. Дворяне Ноинский и Татаринов обращаются к Николаю I с просьбой разрешить устройство мыловаренной и свечной мануфактуры. Получив высочайшее одобрение, компаньоны покупают помещение на Шлиссельбургском тракте и называют предприятие «Санкт-Петербургский Невский завод». Дела идут в гору и уже через 4 года на всероссийской выставке они получают знак качества – право изображения государственного герба. Во время ВОВ на фабрике готовят порошки для горючих смесей, динамитный глицерин и варят мыло. Позднее начинают выпуск зубной пасты «Мятная». В 50-х ленинградским женщинам доступны новые виды косметики и бытовой химии: стиральные порошки, жидкое мыло, шампуни и, конечно же, кремы. В 1992 году предприятие преобразуют в АО «Невская косметика». Руководство завода быстро реагирует на меняющиеся условия рынка, создаёт бюро маркетинга, дизайна и рекламы и уже через 3 года на прилавках появляется недорогая, но качественная зубная паста «Новый жемчуг». Новая марка получает множество наград. Сегодня «Невская косметика» одно из крупнейших гигиенических и моющих средств в России, предлагающее покупателям такие марки, как «Ушастый нянь», «Ворожея», «Дивный сад», «Сарма» и «Новый жемчуг».

Подробнее
«Адмиралтейские верфи»

«Адмиралтейские верфи»

5 ноября 1704 года. Петр I в своем дневнике пишет: «заложили Адмиралтейский дом длина 200 сажен, ширина 100 сажен». С этого дня ведет свою историю старейшее российское промышленное предприятие. Здесь строят практически весь петровский флот, в том числе знаменитый линейный парусник «Полтава». В начале XX века со стапелей сходит крейсер «Аврора», а вскоре здесь начинают серийный выпуск подводных лодок. В 1959 отправляется в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин». Спустя четыре года появляются подводные атомоходы. Во время повальной приватизации завод спасают зарубежные заказы: создают танкеры для Норвегии, Индии и Германии, подлодки для Китая. В четвертый век своей истории «Адмиралтейские верфи» вступают лидером отечественного танкерного и подводного судостроения. Корабли с берегов Невы бороздят четыре океана.

Подробнее
Завод «Климов»

Завод «Климов»

1914 год. Длительное сотрудничество России и Франции выливается в учреждение Петербургского завода «Русское Рено». Однако наладить выпуск транспорта так и не успевают. Начало первой мировой путает все планы. Фабрика переходит на военные заказы и начинает выпускать двигатели для самолетов. Пережив революцию и гражданскую войну завод, который теперь называется Ленинградским авторемонтным, выпускает моторы для автомобилей, а в 1924 даже строит гидроплан. В 1946 на заводе открывают конструкторское бюро под руководством Владимира Климова. Команда проектирует турбореактивные двигатели ВК-1. С 60-х гг визитной карточкой завода становится проектирование и сборка силовых установок для вертолетов. Так же на фабрике проектируют и выпускают одни из самых лучших в мире газотурбинных двигателей. После распада СССР завод спасают заказы на выпуск авиационных двигателей для Китая и Южной Африки. Сегодня корпорация «Климов», которой в следующем году исполняется 105 лет, производит самолётные и вертолётные двигатели, танковые силовые установки, разрабатывают цифровые системы автоматического управления и поставляют продукцию в 80 стран мира.

Подробнее
Машиностроительный завод «Звезда»

Машиностроительный завод «Звезда»

1932 год. На базе машиностроительного отдела Обуховского завода, который в то время называется «Большевик», ленинградские власти создают новое танкостроительное предприятие и присваивают ему имя маршала Ворошилова. За 10 лет, вплоть до эвакуации из блокадного Ленинграда, здесь собирают более 14 тыс танков. В апреле 1945 Наркомат обороны решает организовать на заводе им. Ворошилова выпуск дизельных моторов для боевых кораблей. В 60-е гг после запуска в производство новейших зведообразных двигателей, не имеющих аналогов в мире, завод получает свое нынешнее название – «Звезда». Эти моторы работают практически на всех советских быстроходных судах, их экспортируют более чем в 30 стран. В непростые 90-е завод вынужден сократить производство и часть сотрудников. А в 2000-е предприятие возглавляет Павел Плавник, который выводит «Звезду» из кризиса. Сегодня предприятие поставляет двигатели для гражданских судов, кораблей ВМФ, пограничной службы и МЧС. Кроме основной продукции здесь собирают дизельгенераторные установки, моторы для железнодорожного транспорта и автоматизированные электростанции. Объем размещаемых оборонных заказов позволяет забыть заводу о сложных временах и успешно развиваться.

Подробнее
Завод имени А.А.Кулакова

Завод имени А.А.Кулакова

1874 год. Телеграфный механик Николай Гейслер в своей квартире на Почтамтской улице открывает мастерскую и нанимает двоих рабочих, которые ремонтируют телеграфные аппараты и ключи Морзе. Через 22 года фирма, которая получает государственные заказы, переезжает в новые корпуса на улице Грязной и получает название «Электромеханический завод Н.К.Гейслер и К°». Тогда же в уставной капитал предприятия входит американская компания «ВЕСТЕРН ЭЛЕКТРИК». Более 100 человек собирают телефонные и телеграфные аппараты, пожарные сигнализации, приборы по управлению артиллерийским огнем и минные передатчики. В революцию и гражданскую войну национализированный завод практически останавливается. Новая жизнь предприятия, получившего имя революционера красноармейца Алексея Кулакова, связана с планом ГОЭЛРО, когда фабрике поручают серийное производство электрических счетчиков. Все 90-е гг предприятие балансирует на грани закрытия. Производство практически останавливается, а сотрудники ищут новую работу. Пережив тяжелые времена в середине 2000-х гг фабрика входит в состав концерна «Гранит-Электрон». Сегодня завод им. Кулакова производит системы связи и управления для кораблей ВМФ, а программа перевооружения армии и флота позволяет надеяться, что одно из старейших в стране электротехнических предприятий не останется без заказа.

Подробнее
Ижорские заводы

Ижорские заводы

1722 год. По указу Петра I на берегу Ижоры близ Петербурга закладывают деревянные корпуса Ижорского завода. Вскоре приписанное к петербургскому адмиралтейству производство начинает поставлять корабельный лес, якоря и медную обшивку для российских парусников. Уже в XIX веке вместо деревянных цехов строят каменные. Производство модернизируют и начинают отливать орудие для кораблей Каспийского флота. В 1862 году с верфи Ижорских заводов спускают на воду первый железный пароход. После войны реконструированный Ижорский завод становится одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения в стране. Развал СССР и 90-е завод переносит тяжело. Накладывается еще трагедия в Чернобыле, после которого атомное производство пребывает в кризисе. Заказов нет, военное производство так же простаивает. Из 30 000 сотрудников остается только малая часть, а оставшимся часто задерживают зарплату. Фабрику спасают заказы для атомной отрасли из за границы. Сегодня Ижорские заводы выпускают корпусы ядерных реакторов, в том числе для Ленинградской и Белорусской АЭС, нефтеперерабатывающие комплексы, сложные металлоконструкции и разрабатывает оборудование для подводной добычи полезных ископаемых.

Подробнее
1 2 3 4 5 6