Законопроект Министерства финансов предполагает два инвестрежима: общий и проектный. Первый включает в себя инструменты поощрения: субсидии из бюджета, налоговые и таможенные льготы, госгарантии и особые условия аренды. Также документ вводит трехлетний мораторий на ухудшение условий ведения бизнеса.
В рамках проектного режима компании подписывают с государством соглашение об инвестициях. Оно гарантирует предпринимателю получение преференций вне конкурса. Их сумма будет зависеть от объема вложений. Например, в сфере культуры или здравоохранения их размер составит 250 млн рублей. А в большинстве случае превысит 5 млрд.
Власти также обещают компенсировать за счет бюджета инвесторские потери. И все противоречия в законе чиновники обещают трактовать в пользу бизнесменов. Исключений в законе всего три: льготы недоступны для нефтяников, а также производителей алкоголя или табака.
На данной стадии законопроект выглядит многообещающим, но делать оптимистичные прогнозы пока рано.
Одновременно стало известно, что в России могут появиться единые правила для получения лицензий, аккредитаций и других разрешений для бизнеса. Прописать новые правила предложило Минэкономразвития, пишут «Ведомости».
Сейчас одобрение необходимо получать более чем на 500 видов деятельности. И все процедуры регулируются по-разному, что увеличивает административное давление. Поправки предполагают единые четкие механизмы получения документов. Для прозрачности процедур ведомство планирует создать электронные реестры. Доступ к данным будет бесплатным и открытым. Кроме того, будут упрощены процессы приостановки и прекращения разрешений. Критикуя предложение чиновников, часть экспертов подчеркивает: вместо новых схем следовало бы сократить само количество разрешений. Однако зачастую в зарубежных странах лицензирования не меньше.
Медленное привлечение инвестиций считается одной из основных проблем современной российской экономики. Как пишет Forbes, в 2017-м рост вложений крупных предприятий в основные фонды составил более 4%. В прошлом году это значение снизилось вдвое. Особенно резко – в три раза - сократились зарубежные инвестиции. При этом, отмечает издание, оставшиеся поступления с Кипра считать иностранными можно весьма условно.
Отставание России по капиталовложениям от других стран оценивается в полтора-два раза. Как сообщает Всемирный банк, доля инвестиций в Китае достигает чуть менее половины ВВП, в Индонезии — 35%, а в Индии — треть. В России этот показатель едва превышает 20%.