Павел Лепшин
03 марта 2017

Стратегический вызов текущего момента исключительно высокий уровень неравенства в российском обществе часть 2

В данной части перечислены только некоторые способы исправления наиболее острых социальных диспропорций.

Такими мерами являются:

1. Прогрессивное налогообложение, при котором шкала НДФЛ должна предусматривать налогообложение свыше 13% доходов, существенно превышающих уровень среднего класса. Также прогрессивная шкала налогообложения должна предусматривать освобождение от налогообложения бедных групп граждан.

Прогрессивная шкала налогов должна распространяться на имущество, недвижимость, наследство и др. Здесь, как и в случае с НДФЛ, важно, чтобы высокие ставки не коснулись массы граждан с низкими и средними доходами.

Нетрудовые доходы должны облагаться большим налогом, чем трудовые. В частности, введение прогрессивной шкалы НДФЛ должно внести обязательные коррективы в налогообложении дивидендов. Сейчас в РФ налог на дивиденды составляет 20% для российских юридических лиц, 15% – для иностранных (также он может снижаться до 5% в рамках двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения как, например, с Кипром), 13% – для акционеров-физлиц. Фактически, владеть акциями выгоднее всего через иностранные фирмы-оффшоры. Выведение прибыли в дивиденды является сегодня одним из механизмов минимизации налогообложения доходов компаний и наиболее богатых граждан, а также увода средств в оффшоры.

2. Реальная деофшоризация, поскольку под иностранной юрисдикцией, в настоящее время находится, по разным оценкам, 80-95% крупной российской собственности (в т.ч. и большая часть списка стратегических предприятий нашей страны). Из российской экономики ежегодно утекает 120–150 миллиардов долларов, из которых 70–80 миллиардов долларов - это движение денег через оффшоры. Увод капиталов из России и работа компаний через оффшоры лишают российскую экономику таких средств, которые не компенсируют никакие налоги на доходы физических лиц.

С 2016 года в России начал действовать закон о контролируемых иностранных компаниях. Этот закон требует от российских налоговых резидентов раскрывать налоговым органам структуру иностранных компаний, которыми они владеют, и платить налоги с их нераспределённой прибыли по ставкам, которые действуют внутри страны (13% для физических и 20% для юридических лиц). Однако на практике российские предприниматели предпочитают просто быть нерезидентами (для этого надо проводить в России менее 183 дней в году) либо регистрируют оффшорные структуры на третьих лиц и в любом случае стремятся избежать регистрации своих компаний в российской юрисдикции.

3. Приоритетом должно стать – качество общедоступных социальных инфраструктур, поскольку только бесплатное основное и дополнительное образование, как общедоступная социальная инфраструктура, способно обеспечить наибольшую реализацию интеллектуального потенциала общества, становясь тем «ситом», в котором государство может выделить самых способных детей и подростков и дать им возможности для дальнейшей реализации. Это касается как общеобразовательной школы, так и системы спортивных, научных секций, художественных и музыкальных школ. В полной мере это относится и к медицине.

4. Социальная поддержка семьи должна осуществляться на качественно ином уровне, поскольку сегодня самой социально уязвимой (и одновременно наиболее социально значимой) категорией населения является молодая семья с двумя и более детьми. Кормильцы таких семей несут существенную нагрузку образовательных и медицинских расходов, в то же время они своими «родительскими инвестициями» обеспечивают будущее страны. Но эти инвестиции не вознаграждаются обществом. За исключением «материнского капитала» меры государственной поддержки семей с детьми весьма незначительны. Заслуживают обсуждения возможные модели перестройки налоговой политики в интересах семей с детьми.

5. Государство должно наконец-то проявить в полной мере социально ориентированные подходы в жилищной политике, поскольку в настоящее время, согласно данным социологических опросов, улучшить свое жилищное положение хотят более 40% россиян, фактически же это доступно единицам процентов населения. Подавляющее большинство ипотечных кредитов, независимо от их условий, выдается на покупку 1-2 комнатных квартир – поскольку даже самые льготные условия ипотеки не позволяют большинству заемщиков приобрести себе больший метраж. Более того, началось строительство «малометражных» квартир площадью около 20 квадратных метра, фактически новых хрущевок. Очевидно, что это путь в демографический тупик, не говоря уже о том, что такое жилье не отвечает цивилизованным нормам метража на человека.

Одной из альтернатив ипотеке является социальный найм, заключение договора аренды на много лет.

Сейчас он распространяется только на малоимущих, а доля государственного и муниципального жилищного фонда составляет менее 15%. Государству необходимо реализовать программу массового строительства жилищного фонда социального использования.

6. Приоритет коренного населения на рынке труда на фоне нарастающих кризисных явлений в экономике является залогом социальной стабильности в стране и не имеет альтернатив. Массовая миграция низкоквалифицированной рабочей силы (преимущественно из государств Средней Азии) стала существенным фактором давления на качество жизни в нашей стране. Это связано с проблемами этнокультурной интеграции и с негативными эффектами демпинга рабочей силы, «сбивающего цену» в нижних сегментах рынка труда и дестимулирующего модернизацию, и с ухудшением криминогенной обстановки, и со снижением качества социальных инфраструктур общего доступа (школы, больницы, роддома, рекреационные городские пространства, не рассчитанные по проектным нормативам на такой дополнительный «проблемный» контингент). Совокупность этих обстоятельств приводит к тому, что в России, как и в ряде других стран, массовая инокультурная миграция способствует люмпенизации коренного населения, приглашая его к участию в своеобразной «гонке на дно».
Миграционная политика страны нуждается в комплексных изменениях, которые бы, с одной стороны, позволили облегчить наем высоко квалифицированных мигрантов из развитых и культурно близких стран, а с другой, ужесточить въездной барьер для тех категорий мигрантов, которые характеризуются низкой социально-профессиональной квалификацией и высокой культурной дистанцией по отношению к принимающему обществу.

7. Должно быть осуществлено «территориальное выравнивание», поскольку на данный момент в Москве и Московской области с учетом временно проживающих там лиц, находится до 25 миллионов человек, а это 18% населения всей нашей страны. В Москве находятся 78% головных офисов крупнейших российских компаний.

В связи с чем необходимо поощрять (в т.ч., и мерами налогового стимулирования) более равномерное расселение, распределение налоговой базы и размещение производительных сил. Тем, кто готов работать и жить в селах и деревнях, можно предоставить льготные условия владения землей, недвижимостью и т.п.

Регионам необходимо больше прав на доходы, генерируемые на их территории – иначе они будут не заинтересованы в создании условий для развития бизнеса. При этом без масштабных инфраструктурных госпрограмм и государственной политики по развитию территорий сами по себе эти неравенства будут лишь нарастать.

8. Необходимо формирование социально-ответственной модели бизнеса, а это прежде всего расширение участия трудовых коллективов в собственности и управлении компаний. А в целом развитие солидарных отношений между нанимателями и работниками, особенно на уровне малого и среднего бизнеса.

Выравнивание пропорций оплаты труда в крупных компаниях. Поскольку, топ-менеджеры российских корпораций имеют больший объем вознаграждений, чем их западные коллеги, и, соответственно, демонстрируют больший разрыв в оплате труда с рядовыми сотрудниками.
Развитие форм и механизмов социального предпринимательства, так называемых преобразующих инвестиций, например, инвестиции в проекты, развивающие территории.

Развитие корпоративных систем социальной поддержки и социальных инфраструктур (собственные детские сады, поликлиники, адресная поддержка пенсионеров-бывших работников предприятия, льготные кредиты работникам, реализация собственных жилищных программ для удержания и стимулирования кадров и т.д.).

Легитимация крупного бизнеса, связанного с историей приватизации 1990-х годов. Нерешенность этой проблемы остается одним из главных институциональных дефектов постсоветского капитализма. В 2012 году в качестве кандидата в президенты страны В.В. Путин выдвинул идею разового компенсационного налога – по аналогии с «налогом на конъюнктуру», примененного после приватизации в Великобритании.
Альтернативой может служить своего рода легитимация через развитие – через масштабные публично значимые промышленные и инфраструктурные проекты общенационального уровня, реализуемые соответствующими компаниями (или финансируемые при их участии).

***
Масштаб социального неравенства в России в настоящее время является патологическим, аномальным на фоне других стран с сопоставимым уровнем развития и на фоне собственного экономического потенциала страны.

Избыточное неравенство обрекает общество нашей страны на социальную деградацию и экономическую отсталость, а также ставит под вопрос культурно-цивилизационное единство общества. Причем в условиях кризиса эти вызовы дополнительно и многократно усиливаются.
Запрос общества на социальную справедливость является по сути своей консервативным (основанным на традиционном представлении об обязанностях разных слоев общества перед общественным целым), а не социал-радикальным запросом. Его реализация одинаково важна с точки зрения улучшения морального климата и экономической эффективности.

Более равномерное распределение богатства в обществе не происходит автоматически по мере экономического роста, а является плодом сознательных и планомерных политических усилий.

Комплекс мер, нацеленных на преодоление избыточного неравенства, способен послужить основой социальной стратегии государства в текущий исторический период.

Иными словами, даже при нынешних параметрах экономического развития мы сможем стать более здоровым и солидарным обществом, если будем готовы выработать и реализовать комплекс мер по преодолению острых социальных диспропорций. Такие меры должны образовать своего рода пакт социальной ответственности элиты в условиях экономической стагнации и внешнего давления на страну.

Текст подготовлен по материалам доклада клуба «Русский предприниматель»

Поделиться
Комментировать

Комментарии

На данный момент никто не оставил комментариев.