Андрей Липатов
20 июня 2016

Россия – startup мирового межгосударственного рынка

Государства в призме существующей долговой финансовой системы являются такими же участниками мирового конкурентного рынка, как и стандартные участники бизнеса – компании. Компании борются на рынке за свой конкретный продукт. Государство же субъект многогранный, но также сражается за ограниченные ресурсы.

Собственно экономика наука о распределении ограниченных ресурсов, т.е. там, где ресурс неограниченный, то бороться за него не надо - смысла нет. Хотя есть проблема в том, что ресурс может быть безграничный математически или достаточный, но доступ к нему ограничен умышленно. Мы стараемся рассказывать о таких ограничениях во «Фрикономике» более подробно.
У государств, несмотря на историю, есть свои бюджеты, свои долги и свои инструменты такой борьбы. Почему несмотря на историю? Да потому, что компании могут учреждаться и ликвидироваться, но люди при этом могут быть одни и те же. И люди могут создать новый продукт в новой компании с новым капиталом, при этом капитал такой может быть накоплен во время их предыдущей работы (назовем его историческим капиталом и отнесем к нему, например, опыт, имидж, деньги, навыки и т.п.).
Выходит, что Россия сегодня становится startup(-ом). Startrup (-у) всегда мало денег, statup держится на вере в продукт и конечно на людях. Кстати, ivestopedia, просто определила startup, как компанию, находящуюся на первой (начальной) стадии своих операционных процессов. Такие компании, как правило, изначально поддерживаются собственным капиталом (в широком смысле стоит понимать слово капитал) самими предпринимателями (рисковыми ребятами), которые пытаются капитализироваться, развивая продукт или услуги, которые по их мнению будут пользоваться спросом. И, кстати, investopedia, считает, что долгосрочная устойчивость обеспечивается уже венчурным капиталом, а последний получается исключительно на вере в то, что продукт «выстрелит» и можно на небольшой инвестиции получить большую возвратность.
Слишком много схожего с Россией. Конечно, можно сказать: «Зачем нам чья-то вера в нас? Несмотря на самую большую территорию мы все же не полностью самодостаточны, да еще и привыкли мыслить большим многообразием всего и не готовы от него отказаться, - обычное свойство человека. 
Попытка убедить других участников конкурентного мирового рынка, что мы можем дать какой-то продукт, должно исходить из того, что это за продукт, насколько он нужен другим участникам и могут ли они обойтись без него. Поэтому и стоит выбрать конкретные продукты, а не болтать о направлениях (понятно, что вначале стратегия).
С этим проблема серьезнее, пока продуктом был сам ограниченный ресурс, тут проще – у нас он есть, а у них его нет. Но вот Европа спланировала инвестировать более 400 млрд. евро последовательно в возобновляемую энергетику, а США добились «быстрой» технологии добычи сланцевого газа и нефти. И риск не в ее себестоимости, а в том, что бизнес быстро разворачивается , с уже низким порогом входа - от 7-9 млн. долларов. Выход на рынок электротранспорта (кстати, поддерживаемого и нами) уже задает моду на отказ от использования горючего сырья, в итоге прошла эра угля не потому что уголь кончился , и китовым жиром мы не наполняем уличные фонари, да и керосиновые лампы не ставим уже на стол. Большая вероятность, что низкие цены на углеводороды не губят, а спасают нашу экономику, так как они задают базовую себестоимость многих продуктов в начале цепи поставок и высокая цена на них определяет ускоренный переход на альтернативные и возобновляемые источники энергии.
Startup всегда осознание двух вещей: 1) все что мы делали мы делали не так; 2) новый продукт должен быть лучше чем остальные, потому что он принципиально другой. Кстати, многие величайшие изобретения были сделаны совершенно случайно и неожиданно для их создателей. Авось…

 

Поделиться
Комментировать

Комментарии

Ионыч   23 июня 21:47

Не согласен, старт-ап должен привлекать своей новизной, актуальностью, ну или оригинальностью. Вы пытаетесь просчитать его прибыль, перспективность. Вы управляете старт-апом. Но когда он непредсказуем, не стабилен, как зыбкий песок, когда вы сами не можете спрогнозировать какое место он сможет занять на рынке, когда вы не можете им управлять, потому что в нем самопроизвольно меняются условия игры, у вас не получится гарантировать, что завтра качество "продукта" или "услуги" кардинально не изменится, потому что вы, опять же, не сможете на это влиять...В чем тогда привлекательность такого старт-апа для рынка и экономики, в целом?

Олег Зырянов   04 июля 18:18

Вспоминается Фридрих Фон Хайек с его «Дорогой к рабству», где обязательным сопровождающим признаком социалистического государства, которое рано или поздно становится тоталитарным, является вмешательство государства в экономику - это создает внутри экономического механизма, стимулы, которые мешают его работе. Сегодня нашей основной проблемой, а для кого-то и задачей, становится контроль государства во всех сферах деятельности. Такая экономика не может конкурировать с рыночной. В таком случае бесперспективно рассматривать Россию среди других государств как старт-ап.