Андрей Липатов
15 сентября 2016

О правильном и правильности

Является ли мир, в котором мы живем, правильным?

Если учитывать постоянные войны, межнациональные конфликты, терроризм, бедность и неравенство стран, экологические риски, которые присущи современному миру, то вряд ли наш мир сегодня устроен правильно. Более того, мы, видимо, вообще плохо понимаем, по каким правилам он должен быть устроен. Различные всемирные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН) или Всемирная торговая организация (WTO), призванные помочь нам в этом, в последнее время стали походить больше на клубы по интересам, где определяющим интересом является интерес сильнейшего. Теоретики миросистемного анализа, Ф. Бродель и И. Валлерстайн, объясняют нам, что современный мир всегда устроен по типу отношений “центр - полупериферия - периферия”. В самом начале, в 15-16 вв., центром мира были страны Средиземноморья - сначала итальянские города-государства Венеция, Генуя и Флоренция; затем в 16 в. Испания и Португалия; потом в 18 в. Нидерланды; затем в 19 в. Великобритания и с середины ХХ столетия США. Центр стремится подчинить себе периферию, эксплуатирует ее в своих интересах, но центр всегда потом будет заменен другим центром. И хотя мир колоний и метрополий формально исчез, но принцип отношений эксплуатации центром периферии в нашем глобальном мире остался. Центр диктует правила по которым все будут жить. Очевидно, что мы сейчас вступаем в сложную эпоху борьбы за переустройство правил и смены центров силы мира, эстафету готова подхватить Азия - и Китай, и Япония, и Корея, несмотря на видимые противоречия между ними. Нельзя не увидеть и важнейшей роли России в этом глобальном переустройстве мира, и задача наша не упустить свои шансы.

Является ли общество в котором мы живем правильным? То есть правильно ли оно устроено? Ведь мы видим, что общества бывают разными, в одних жить лучше, в других хуже. Есть и совсем очевидные примеры, всем бросающиеся в глаза, - например, Северная и Южная Корея, или еще недавно ФРГ и ГДР. Вроде один народ, одна культура, один язык, одна психология - а общества совсем разные. Например, Южная Корея вплотную приближается по уровню и качеству жизни, по своему экономическому развитию к самым высокоразвитым странам, а в Северной - проблема продовольственного обеспечения и частенько голод. Что не так? Оказывается, общества могут быть различно устроены, и природа человека тут не при чем. Просто люди строят правила совместного существования, они могут быть эффективными или нет, пригодными для жизни или нет. Так какие правила необходимы? Правильно устроенное общество опирается на два моральных принципа: первое, люди доверяют друг другу, общественным институтам и власти, а власть доверяет им; второе, общественные отношения, и в первую очередь - распределение и обмен, устроены более или менее справедливо с общей точки зрения - то есть люди в большинстве своем согласны с правилами распределения. Если нет ни первого, ни второго общество может как-то существовать, но не может эффективно функционировать. Доверие и справедливость - это и есть моральные основания современного общества. Если каждый не доверяет каждому, а процедуры несправедливы со всех точек зрения - то издержки как социальные, так и экономические слишком высоки. Такое общество всем невыгодно, оно неминуемо будет трансформировано или погибнет, поглощенное другими обществами.

С этой позиции можно рассмотреть и ситуацию в России. Кажется, что Россия - это такой пример, когда социальные системы рассогласованы. И главное - неправильно устроена сама социальная система. Политика более или менее устроена демократически (никто не запрещает вам участвовать в выборах) , экономика - так или иначе основывается на рыночных принципах (никто не мешает вам открыть свое дело), культура вполне адекватно обеспечивает общество средствами рационализации (получайте какое хотите образование), все это уместно прочитать и с сатирической улыбкой, которая уже появилась на вашем лице. А вот общество устроено неправильно - посмотрите, какая агрессия между людьми , хороший пример водители на наших дорогах; посмотрите, как не могут наши российские люди сделать сами что-либо вместе - для этого надо хотя бы один раз присутствовать на собрании какого-нибудь товарищества собственников; посмотрите, как люди не доверяют государству, и как государство не доверяет гражданам; как процедуры распределения устроены несправедливо со всех позиций - нет того, кто был бы полностью доволен. В России парадоксально недовольны и бедные, и богатые; и рядовые граждане и политики; и профессора, и рабочие - прямо война всех против всех, какая-то стратегия, где не выигрывают и проигрывают, а все в проигрыше, Как говорил когда-то Э. Хэмингуэей, в войне нет победителей и побежденных, мы все проигравшие.

Особенно поражает в современной России отсутствие у людей четких моральных правил. Мы, россияне, никак не можем разобраться - что хорошо и что плохо, где добро, а где зло. В нашей истории, в нашем недавнем прошлом, в нашей современной жизни. В жизни советских людей была одна этика - социалистическая (или коммунистическая). В ней социальное (государственные интересы) господствовало над индивидуальным (личностью и личной жизнью); социальные цели и ценности ставились превыше всего, а индивидуальные - вовсе не стоили ничего, если они не совпадали с социальными. После распада СССР и отказа от идей и ценностей социализма, что и было этикой и ценностным основанием периода перестройки, стало формироваться рыночное и кое-где вполне капиталистическое общество, особенно если учитывать уровень эксплуатации трудящихся и степень социального расслоения российского общества (с другими чертами капитализма, например, с высокими экономическими темпами развития и повышением уровня материального благосостояния все не так хорошо).

Но есть ли какие-нибудь ценностные основания этого нового рыночного общества? Нам представляется, что в этой сфере соприкосновения социального мира и мира культуры сформировалось пустое пространство морали. Оно сразу стало заполняться этическими представлениями религий. Все коммунисты и комсомольцы, но вместе с ними и представители рыночной и теневой экономики, сразу же стали фанатично религиозными (трудно судить стали ли они верующими) и соблюдать обряды благочестия. Примерно так же крестьянство и пролетариат начала ХХ столетия быстро и безболезненно перешли от “православия, самодержавия и народности” к убийству царя, разрушению церквей и преследованию представителей социального слоя дворянства. Оказалось, что не смотря на тысячелетие христианства в России, ценности православия не были фундаментальными. Так же и “новые русские” вряд ли впитали этическую и гуманистическую составляющую христианства? Обряды благочестия , церковные праздники, посты (как диета), благотворительность, строительство новых церквей - все это заменило восприятие моральных ценностей христианства - любви, веры, прощения, смирения, надежды. Так христианская этика в новое время лишь формально заняла место пространства морали. Но разве это правильно?

Поделиться
Комментировать

Популярные посты автора

Россия – startup мирового межгосударственного рынка
Государства в призме существующей долговой финансовой системы являются такими же участниками мирового конкурентного рынка, как и стандартные..
О надвигающейся роботизации
Пока идут рассуждения о реформе образования, компания Foxconn уже заменила 60 000 своих работников на роботов. Чтобы проникнуться новостью следует..
Закат эры собственности
С 2010 года возрос интерес к экономике совместного потребления или по-модному sharing economy. Для экономистов эта тема не нова, но бизнес уже..
Религия искусственного интеллекта
Крупные банки России заявляют о внедрении искусственного интеллекта (ИИ), а также вероятную замену многих рабочих мест технологиями ИИ

Комментарии

На данный момент никто не оставил комментариев.