Погода нынешнего лета удивляет. Климат стремительно меняется. А президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату. И это не смотря на то, что итогом титанических усилий предыдущего президента стало подписание соглашения с Китаем в области климата, по которому США обязались провести абсолютные сокращения выбросов к 2025 году (на 26 % по отношению к уровню 2005 года).
В связи с изменением климата усилия ряда международных финансовых групп в настоящий момент направлены в частности на введение «углеродного налога», налога на изменение климата.
Эксперты Всемирного банка предлагают установить «цену углерода» в виде стандартной ставки на уровне 35 долларов. У этого соглашения есть много сторонников в нашей стране.
Однако если посмотреть на возможные последствия введения «углеродного налога» для России, нельзя не отметить, что одним из неизбежных последствий станет развал международного бизнеса ТЭК. Поскольку введение «углеродного налога» сделает прибыльными проекты, связанные с использованием возобновляемых источников энергии, что в свою очередь повлечет массовую замену газовых ТЭЦ на возобновляемые источники энергии в Европе и Азии.
В результате этого резко сократятся экспортные доходы «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Роснефти». Резко сократится экспорт электроэнергии из России, ведущийся «Интер РАО». А бюджет нашей страны зависит от экспорта энергоносителей более чем на 60 %.
Неизбежны и возможные геополитические потери: например, такие проекты, как «Северный поток-2», «Сила Сибири», «Турецкий поток» в связи с введением «углеродного налога» резко теряют привлекательность для наших зарубежных партнеров.
Неизбежны сокращения в отраслях ТЭК, которые в свою очередь могут вызвать дестабилизацию социальной обстановки в стране. Поскольку только угледобывающие предприятия являются градообразующими для 31 моногорода общей численностью до 1.5 миллиона человек, судьба которых после введения «углеродного налога» окажется под вопросом.
Как и судьба сотен тысяч занятых в смежных сферах экономики, рабочие места которых также будут сокращены, так как на перевозки угля приходится около 40% грузооборота в нашей стране, а потеря этого объёма перевозок вызовет банкротство РЖД.
Может быть поэтому позиция новой администрации США состоит в том, что она намерена не только не допустить введения в США «углеродного налога», но и готова выйти из Парижского соглашения.